Наша  школа  - это одно из старейших учебных заведений Красноярского края.19 сентября 1876 г.  в Енисейске в частном доме открыта мужская гимназия.  Только через 10 лет  1 октября 1886 года                 занятия начались в сегодняшнем здании, построенном на средства меценатов. С 1996 г. школа носит имя Почетного попечителя И.И. Кытманова. История школы богата значительными событиями.             Сегодня -  это современное образовательное учреждение, вошедшее в 100  лучших школ России по итогам конкурса  2009 года. 

Настоящее наименование школы – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1 имени И.П. Кытманова" г. Енисейска Красноярского края                        (сокращенное название – МАОУ "СШ № 1 имени И.П. Кытманова).

 

 

Наша  школа  - это одно из старейших учебных заведений Красноярского края. В 1874 году Енисейская городская Дума ходатайствовала перед властями об открытии мужской прогимназии в частном доме Цихилевых с содержанием ее за счет казны.

3 октября 1875 года «высочайше утверждено мнение государственного совета об учреждении в городе Енисейске с 3 июля 1876 года мужской шестиклассной прогимназии». Она была открыта в сентябре 1876 года, 27 сентября 1876 года в ней начались занятия. В приготовительный класс поступило 25 учеников, в первый - 16, во второй - 10. Первый выпуск прогимназии был в 1881 году и составил всего четыре человека.

Директором прогимназии был назначен Сторожев. Из-за недостатка в своих учителях, а это было часто, преподавание предметов поручалось учителям других заведений или посторонним лицам. Например: рисование и черчение вел начальник телеграфной станции Грейсон, немецкий язык - врач Антоневич, французский язык - врач Пиотровский. Первоначальное помещение частного дома мало подходило для учебного заведения. Внизу располагались три класса, физический кабинет и библиотека. Наверху жил директор с семьей.

Енисейская городская Дума решила отстроить новое каменное здание для прогимназии. На постройку его Дума назначила 60% из прибылей банка в течение трех лет, что должно составить 12 тысяч рублей. Кроме этого была открыта подписка по сбору  средств среди жителей города. Больше всех подписал А.Матонин - 10 тысяч рублей. Но впоследствии, когда все средства на постройку истощились, Игнатий Петрович Кытманов. возглавлявший строительный комитет, завершил строительные работы, пожертвовав 50 тысяч рублей из своего состояния.

Несмотря на свои громадные размеры, здание строилось без участия архитектора и не совсем отвечало всем требованиям. Полностью строительство здания было закончено в 1886 году. Стоило оно 81 118 рублей. Несколько архитекторов рассматривало его. Один нашел, что здание более чем прочно в отношении толщины стен. И действительно, они 1,5 метра. Архитектор Жуков предложил заменить деревянные лестницы на несгораемые - из камня или железа, а архитектор Крауске нашел дефекты в устройстве печей, которых, по разным источникам, было от 40-53.

I   октября  1886 года мужская  прогимназия праздновала свое десятилетие уже в новом здании.

«После молебна и освящения все собрались внизу, - вспоминает брат И.П.Кытманова. - говорилось много речей протоиереем Евтиховым, директором Витошинским...» Учитель Каллесгинов говорил, что «в старину завоевание Сибири было территориальным, а теперь в Сибири идет завоевание культурное и вместо острожков создаются школы». Присутствующие на открытии отмечали, что в настоящее время по величине и архитектуре это первейшее здание в городе. Это всегда будет ярко напоминать обществу о значении и влиянии школы.

Внутреннее расположение кабинетов было отличным от сегодняшнего. Так, на первом этаже здания находились комнаты директора, физический кабинет, библиотека и учительская комната. На втором этаже были расположены классы - небольшие, хотя и высокие комнаты, рассчитанные на 20-25 человек. На третьем этаже - небольшие комнаты, «затейливо разбросанные по всем сторонам», и гимнастический зал. В подвальном этаже находились помещения сторожей, кладовые и прачечная.

В прогимназии велись следующие предметы:

- закон Божий:

- русский язык;

- древние языки (латинский и греческий);

- история и география:

- немецкий язык;

- французский язык;

- рисование и чистописание;

- гимнастика.

Образование в то время было платным и дорогим, оно было не по средствам широкому кругу людей. Педагогическому совету приходилось самостоятельно решать сложные финансовые проблемы, делать особую раскладку оплаты между учащимися. Благодаря этому, в прогимназии учились вместе с детьми дворян и купцов дети мещан и ремесленников, крестьян и казаков.

На заседании Думы 16 апреля 1904 года гласным А.И.Кытмановым было внесено предложение о преобразовании местной шестиклассной прогимназии в гимназию. В обширном докладе, написанном А.И.Кытмановым, были указаны все затраты местного общества на развитие народного образования, его стремление видеть у себя законченное среднее учебное заведением. Одну из причин необходимости среднего образования в городе Кытманов выразил следующими словами: «Сибирь с проведением железной дороги, с проведением в ней местных реформ вступает в самые близкие отношения не только с Россией, но и с Европой. С каждым днем возрастает потребность в просвещенных деятелях. И этих деятелей должна дать преилгущественно Сибирь. Сибирякам близка и не страшна их суровая Родина. Они привыкли с детства к 40 градусным морозам, к ее огромным пространствам. Им все здесь свое и родное, понятное. Сибиряки больше могут сделать для Сибири, чем лица, приехавшие из России. В интересах государства увеличение числа сибиряков с высшим образованием для пополнения многочисленных рядов общественных и государственных деятелей. Для этой цели необходимо учреждение гимназии в Енисейске, чтобы сослужить государству службу. Гимназия для Енисейска не роскошь, а необходимость, продиктованная временем. И просвещенные граждане сделали все, чтобы она появилась в Енисейске.

19 января 1905 года городской голова города Енисейска Третьяков получает телеграмму от Иркутского генерал-губернатора Кутайсова такого содержания: «22 декабря... утвердить мнение государственного совета о преобразовании Енисейской прогимназии в полную гимназию с отпуском в 1905 году 5025 рублей и затем, начиная с 1906 года по 5975 рублей ежегодно, кроме того на выдачу квартирных денег двум помощникам классных наставников по 600 рублей и на устройство физического кабинета 4000 рублей. Счастлив сообщить вам это, радуясь, что насущная потребность города удовлетворена, и что мои настойчивые просьбы увенчались таким успехом»,

С 1905 года - шестиклассная прогимназия получает статус полной классической гимназии.

Это означает, что в городе появилось учебное заведение, дающее среднее образование, и по его окончании выпускники могли поступать в высшие учебные заведения. Выпускники гимназии.

В 1913 году на пароходе «Коррект»Фритьоф Нансенсовершил плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана, от Норвегии до устья реки Енисей, далее по Енисею на катере до города Енисейска. Вот как           он вспоминает о своем пребывании в городе: «Наконец-то нам предстояло очутиться в большом городе! Около часу дня мы начали различать колокольни, а по мере приближения над рекой начали вырастать зеленые     и золотые купола и белые стены церквей. Я не знаю, сколько именно церквей в городе, но я насчитал их не меньше 12-13. В общем, город почти сплошь состоит из низеньких деревянных домов; большие каменные        дома составляют исключения. Город устроил в честь нас торжественный прием с весьма разнообразной программой. В 9 часов утра мы были приглашены осмотреть местную мужскую гимназию. Мы заходили во все      классы и здоровались с мальчиками, здоровыми, веселыми и бодрыми на вид. Потом все собрались в рекреационном зале - сейчас в этом зале находимся мы с вами. Сюда же   привели и девочек-гимназисток, и я              рассказал им о путешествии к Северному  полюсу на «Фраме» в 1985 году и показал на большой карге, как мы вышли вдоль северного берега их великой Сибири, а потом носились во льдах. Я    говорил по-английски,    дети не понимали ни слова, но Восгротин переводил им мой рассказ, и они, по-видимом>; были заинтересованы и рады нашему посещению, которое длились 3 часа. Всех учеников распустили на этот день; когда мы      уехали, они гурьбой высыпали на улицу и побежали домой. Вот кому наш приезд, наверное, доставил истинное удовольствие!» Затем Нансен путешествовал по югу Восточной Сибири и Дальнему Востоку'. В 1922          году Нансен удостоен Нобелевской премии Мира за гуманную деятельность. Прошло более 100 лет, посещение Енисейска нобелевским лауреатом осталось одним из самых значительных событий в истории города и      нашей школы.

В 1912.1913 году в мужской гимназии был создан сначала струнный, а затем и духовой оркестр. Были приобретены инструменты для духового оркестра. Многие гимназисты научились играть на этих                                музыкальных инструментах.

 В 1920 г. реорганизована в школу 2 ступени, а с 1923 г. создана девятилетняя школа с педагогическим уклоном.

В 1929 году школа преобразована в фабрично-заводскую семилетнюю школу.

В  1935 г.  ФЗШ реорганизована в школу десятилетку и ей присвоен номер 45.

В годы Великой отечественной войны наша школа - учащиеся и учителя - не стояла в стороне, она вносила посильный вклад в общее дело, приближая долгожданную Победу. В газете «Енисейская правда» в эти годы регулярно появлялись сообщения о деятельности школьного коллектива. Одно из них в № 104 от 26 августа 1941 года  из выступления на августовском совещании учителей: «... Товарищ Чувакин, директор Енисейской средней школы, заявил, что каждый учитель должен помочь колхозам в уборке урожая. Учащиеся старших классов будут на полевых работах колхозов до конца уборки хлебов, На прополке участвовало 90 человек. Заработанные деньги учителя и учащиеся отдали в фонд обороны страны». В октябре 1941 г. в Енисейской средней школе № 1 широко развернулась работа по сбору  теплой одежды для бойцов Красной Армии. На собранные 1863 рубля были закуплены зимние   вещи. От коллектива школы на приемный пункт поступило 10 полушубков, 6 пар валенок, 16 пар шубных рукавиц. 8 пар вязаных варежек, белье, носки, полотенце. А в ноябре 1941 г. В фонд обороны Родины учащиеся сдали облигаций на 22 тыс. с лишним рублей.

Военное время наложило свой отпечаток на повседневную жизнь школы. В годы войны ученики целиком и полностью обслуживали свою школу, чтобы не отвлекать работоспособных взрослых людей от производительного труда. В школе была полувоенная дисциплина. За провинность полагались наряды вне очереди по заготовке дров и другие работы. Учащихся часто привлекали к работам в затоне, где они кололи лед, чтобы спасти суда, которые стояли там на зимовке.

Из воспоминаний Бугровой В.Г., завуча школы, мы узнаем следующее; «Школьники во главе с учителями сами сплавляли лес, вытаскивали его в осеннюю пору из воды, распиливали и катали с помощью веревок в усадьбу школы. Сами школьники справлялись и с покосом. Единственным транспортом в школе были две лошади. Вся эта тяжеля работа ложилась на плечи старшеклассников. Младшие школьники обрабатывали школьный огород за городом. Ремонт школы почти весь делали тоже сами учащиеся».

Из воспоминаний Юдина, учителя математики с 1936 по 1945г):

«В военные годы школа часто не отапливалась, не было света, но занятия не прерывались даже при 45° мороза. В такие дни, чтобы чернила не замерзали, учащиеся держали чернильницы в руках, согревая чернила.

В те дни, когда электростанция не работала (а это было месяцами), изложение урока велось на слух, т.к. не было видно того, что я записывал на доске. На каждой парте был светильник (плошка масла или сала с фитилем) или свеча.

Выпускники нашей школы героически сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Мальчики 9-10 классов уходили на фронт, досрочно сдавая экзамены.

Воины-выпускники нашей школы участвовали в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, -Кавказа, Советского Заполярья, в освобождении Варшавы и Праги, во взятии Кенигсберга, Вены. Будапешта и Берлина.

Добжинский Михаил (окончил 10 класс в 1944г.) оставил свои воспоминания: «Справа от школы стоят белостволые красавицы-березки. Их целая аллея. Эти березы были посажены ребятами-учениками вашей школы при уходе на фронт... Каждая из березок имеет своего хозяина...»

Эти березки до сегодняшнего дня напоминают нам о тех днях. Сохраняя память о каждом, мы продолжаем традицию. Сегодняшние выпускники в день последнего школьного звонка 25 мая рядом с березками героических 40-х сажают новые и новые деревья.

Стало традицией проводить в канун праздника Победы школьный митинг у памятника воину-освободителю. Минутой молчания и живыми цветами чтут подвиг героев и участников войны учащиеся и преподаватели школы.

1960 год  присвоено имя Лыткина Фёдора Матвеевича. Фёдор Матвеевич Лыткин

1961 год изменен номер школы  и наименование «Енисейская средняя школа № 1»

Средняя школа № 1 г. Енисейка переименована в муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1 им. И.П. Кытманова  г. Енисейска Красноярского края  Постановлением администрации г. Енисейска № 508-п от 10.12.1998 г.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова  г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова  г. Енисейска Красноярского края  Постановлением администрации г. Енисейска № 92-п от 21.03.2011 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова  г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова  г. Енисейска Красноярского края  Постановлением администрации г. Енисейска с декабря 2013 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова  г. Енисейска Красноярского края  переименовано в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1 им. И.П. Кытманова"  г. Енисейска Красноярского края  Постановлением администрации г. Енисейска № 239-п от 08.12.2016 г.